Крупные катастрофы СССР и России

Россия как суверенное государство. Стоит ли говорить про потрясения, которые выпали на нашу с Вами долю. Это всем известно на личном опыте. Но вот вопрос, были ли чаще крупные катастрофы в СССР? Россия благополучнее или нет? Да, в первые годы хаоса, начиная с 1996, хотя хаос зародился гораздо раньше, мы понесли огромные утраты населения, что было связано с огромным напряжением буквально каждого в новой России. Я не хочу говорить о катастрофах ментальности населения Российской Федерации. Нам также всем понятно, что развал – всегда развал. Взрывы бывают на войне, коль война есть.

Итак, попытаемся оценить частоту масштабных катастроф, которые не связаны с военными, террористическими, и прямо, с социальными проблемами. Россия после развала СССР насчитывает около 15 лет истории. В противоположность, СССР имеет около 80 лет истории. Понятно, что простой подсчет частоты случаев катастроф для СССР, к примеру, среднего количества в год, будет иметь большую правдивость. Но, в принципе, 15 и 80 имеют по два порядка, так что попытаться сделать некое обобщение – можно. Принимая все это, сначала кратко о самых впечатляющих катастрофах России. Случайность, ошибка, не война, мирная жизнь, которая страшнее войны. Наш подход крайне субъективен, увы.

В 1999 году случилось ужасное бедствие для Карачаево-Черкесии. В результате переброски крупнейших рек, наступила засуха. Погиб ценнейший Эльбурганский природно-климатический заповедник.
Кроме подобных катастроф, крайне часты аварии разнообразной военной техники на Кавказе. Это очень важно, но, еще раз повторюсь, для корректности подсчета, опустим эти катастрофы. Нам интересны катастрофы, которые в большей мере обусловлены случайностью.

12 августа 2000 года – весьма странная гибель подводной лодки «Курск», произошедшая в ходе учений. Вечная память морякам-подводникам.

28 июля 2002, Ил-86 потерпел крушение при взлете в аэропорту “Шереметьево-1″.
20 августа в 2002 года. Взрыв в Москве. Пятиэтажный дом на улице Академика Королева был разрушен в результате повреждения секции. Как минимум пятеро пострадавших.
29 августа 2002 пропал самолет Ан-28, который лишь через два дня был обнаружен около поселка Аян в Хабаровском крае. Это пассажирский самолет гражданской авиакомпании. Как минимум 63 человека погибли.

20 сентября, 2002 года, пропало около ста человек после схода ледника в Северной Осетии. Невероятных размеров, около 5 километров, ледник, прошел более тридцати километров по Кармадонскому ущелью. Последствия ясны – без комментариев.
Был ли таким один 2002 года? Или это просто некий феномен, объясняющийся работой СМИ? Увы, не могу ответить на этот вопрос.
Перейдем к более глобальным катастрофам.
2003, неподалеку от Ханты-Мансийска: огромный выброс нефти из трубопровода Ловинского месторождения.
Список можно продолжить, но у нас нет такой цели. И не нужно говорить о цифрах. Мы откровенно не готовы еще знать все. Да и не знаем, попросту.
Существует ли «проблема-2003»? Некий технический апокалипсис в России, который обусловлен износом всего, что было построено при СССР. Все имеет срок службы. Правительство опасалось, что именно 2003 станет максимумом износа всей инфраструктуры. Но вот сюрприз. В федеральных масштабах, 2003 можно назвать относительно спокойным.
И снова большой привет в 2009 году. Авария на Саяно-Шушенской (первое фото), от затопления машинного зала, погибло около 80 человек.
Общепринятое мнение, что в 80 процентов аварий виноваты люди. Шахты в Кузбассе, где игнорируют содержание метана, эксплуатация аварийных объектов. Это? С другой стороны, очень хочется обвинить банальную случайность, невозможность не допустить ошибку. Если Вы еще думаете, что страну строит Премьер-министр, вы ошибаетесь. Ее строите вы и ваш сосед. И гастарбайтер, который живет в бараке неподалеку. Простые люди, которым платят мизер от того, что на них заработано. Им очень тяжело не допустить ошибку. Стоит ли их винить? Не волнуйтесь, их только и делают, что винят и наказывают.

Пришло время рассказать о СССР.

Гораздо удобнее рассуждать о СССР. Это было достаточно давно, все упорядочено и раскрыто, и кажется, почти идеально благополучным. Но стоит ли говорить, что СМИ в СССР были абсолютно другими, нежели в России? Лишь очень крупные катастрофы попали в поле моего зрения. Немного о них.
Сразу после войны, в 1946 году, по трагической случайности, из-за несоблюдения правил ТБ, что характерно для наших широт, взорвался пароход со взрывчаткой. Дело было в Находке, пароход «Дальстрой».
Через 10 лет, в сентябре 1957 году, в закрытом городе «Челябинск-40», взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Причина – попросту система охлаждения не справилась. Тогда как минимум три области оказались в зоне радиационного поражения – Челябинская, Свердловская и Тюменская. Что интересно, «мертвую зону» определили только через два года. Такое впечатление, что всем было попросту все равно на радиацию. Наше «Авось».
Еще через три года, в 1960, крупный пожар на Байконуре. Диспетчер ошибся и дал старт раньше, чем можно, что привело к взрыву ракетного топлива.
Очень похожие вещи затем происходили в потом, 1970 – завод «Красное Сормово», 1977 – танкер в Сормово.
О эпидемиях в России, к сожалению, не знаю. Но в СССР, как и следовало бы ожидать, были. Эпидемия сибирской язвы в Свердловске. 1979 год. Невероятно, но было объявлено о причине – мясе зараженного скота. Такое впечатление, что никаких контролирующих органов по продуктам питания не было – напрочь. А попросту, скорее всего, на заводе по производству биологического оружия по соседству случился небольшой выброс.
И снова аварии.. 1983 – крушение теплохода «Александр Суворов»; 1985, бухта Чажма (не справились с радиацией господа офицеры); 1986 – очень старый немецкий трофейный лайнер «Адмирал Нахимов» был протаранен ночью другим судном.
Стоит ли продолжать? Количество трагедий увеличивалось пропорционально уменьшению срока до распада СССР.
Какой вывод можно сделать? В нестабильном государстве происходит больше катастроф, особенно если это – Россия. Почему особенно? Пьем много, господа, наверное.
Чаще ли трагедии в России, по сравнению с СССР? Да, скорее всего да. Что случилось? Ничего – все тоже, нестабильное разваливающееся пост-СССР.

Отзывы читателей

Странно что не приведена статистика авиакатастроф в СССР. В списке России есть, а в списке СССР нет! Гибель команды “Пахтокор” помните?

Как же не помнить такое!
В статье ещё много чего не хватает, увы, но пережили катастроф столько, что всё и не охватишь одной статьёй.
К России уже можно добавлять всем известный теплоход…

Да, есть над чем задуматься. Спасибо!

По моим подсчётам, за 1941-1991 гг. в авиакатастрофах погибло более 10 тыс. человек, сейчас – более 4 тыс.

Нельзя забывать железнодорожные катастрофы в результате которых происходит разлив концентрированных кислот, токсичных химикатов и прочих химических веществ. В СССР и в России такого рода катастроф было много.

Согласен с теми форумчанами, кто упоминул катастрофу на воздушном транспорте, в которой погибла хоккейная команда.

вы можете по подробнее рассказать о Чернобыльской АЭС

Добавить свой отзыв