Атомный ледокол “Ленин”

Этот корабль стал частью флота СССР третьего декабря 1959 года. Этот день и стали считать днем рождения гражданского атомного флота.
Атомный ледокол “Ленин” заложили в Ленинграде на Адмиралтейском заводе тремя годами ранее, в 1956 году. Уже через год, 5 декабря его торжественно спустили на воду, и начали его достройку на плаву. В сентябре 1959 произошли ходовые испытания, которые были успешно завершены, и 3.12.1959 на корабле был поднят флаг СССР, ознаменовав начало новой вехи в гражданском судостроении СССР.

Этот корабль имеет особые возможности, решающим образом открывая новые перспективы в освоении Арктики, и, что, очень важно – в увеличении сроков навигации по Северному морскому пути – кратчайшей морской дороге из Европы в Азию. Благодаря атомной энергии, этот ледокол преодолевал льды толщиной до 2,5 метра. Длина судна составляет 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 16000 т.  Этот корабль по мощности в два раза больше американского судна «Глетчер», которое считалось крупнейшим в мире.

Проект разрабатывали в ЦКБ-15 (сейчас – «Айсберг») с 1953 по 1955 годы под названием проект № 92 по решению Совета министров СССР, принятого 20 ноября 1953 года. Главным конструктором проекта выступил В. И. Неганов. Судно строили многие специалисты по всему Союзу. Так, судовые турбины  изготовлены на Кировском заводе, главные турбогенераторы — на Харьковском электромеханическом заводе. Гребные электродвигатели были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила». Над проектом этого корабля работали ученые-ядерщики под руководством А.П. Александрова. Кроме того, в конструкции корабля реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки, создания корпуса с необычайной прочностью, и решение автоматизации управления ядерной установкой. Корабль принес огромную пользу за свои 30 лет работы, пройдя более 654 тысяч морских мили и проведя через льды 3741 корабль.
Этот первый в мире атомоход был списан по банальной причине – старости, в 1989 году. Его полностью обезопасили, законсервировали, и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий,  в качестве судна берегового охранения.
Этот корабль был действительно инновационным для своего времени, кратко рассмотрим основные его технические решения.
Самое важное – ядерная установка, использующая в качестве замедлителя и теплоносителя воду, вырабатывала постоянный ток. От него уже приводились в движение три особо прочных гребных винта. При всем размахе, корабль был достаточно экономен. За сутки он использовал около 45 граммов урана, позволяя находиться в пути очень долго. При этом, мощность реакторов составляла 32,4 мегаватта, что составляет около 44000 л.с. Силовая установка позволяла развить скорость до 18 узлов на чистой воде (33,3 км/ч).
Корабль был безопасен  – ядерная установка надежно экранирована. Корабль имеет совершенно уникальный корпус, действительно делающий его уникально проходимым во льдах. Была установлена, кроме всего прочего, специальная система, которая позволяла раскачивать судно при помощи перекачивания воды из балластных цистерн, не допуская застревания во льдах.
Атомоход, кроме всего прочего имел вертолетную площадку в кормовой части. Стоит более детально остановиться на отделке судна. При более детальном осмотре, понимаешь, что это судно – целый плавучий город, с цехами, каютами, и всем необходимым для очень длительного плавания.

Это – кают-компания, в этом зале побывало множество знаменитых гостей, среди которых, Александра Пахмутова, Фидель Кастро.

А это – парадная лестница, весьма роскошная, особенно для советского корабля.
Поражает размерами и оснасткой рубка – огромное помещение, начиненная по последнему тогдашнему слову советской техники.

Управление гребными винтами осуществлялось при помощи этих реверсов.

Машинное отделение тоже очень большое, вид сверху захватывает масштабами. Кстати, первоначальная трехреакторная установка была впоследствии заменена на двухреакторную. Как оказывается, на одной загрузке топлива, атомоход может работать от 4 до 7 лет, и в атомоход сразу загружают около 1 тонны урана. При чем, новый уран не опасен, очень радиоактивно только отработанное топливо.

Судовые телефоны явно отличаются от современных мобильных по размерам и функциональности. Таких на корабле великое множество.

Корабль имеет свой цех, где можно сделать практически любую деталь.

Свою операционную, рентгеновский кабинет, лабораторию.

Каюты разные – для персонала различного ранга. Но в целом, понятно, что созданы условия для долгих плаваний.
Что же, вот таково это чудо советской техники. Поражает советский шик и размах. Что лично меня удивляет, так это то, что при такой активной функциональной нагрузке, на корабле столько роскоши и удобства.

Добавить свой отзыв