К-278 «Комсомолец»

К-278 «Комсомолец» – советская атомная подводная лодка, принятая на вооружение в конце 1983 года. Лодка была спроектирована в основном для сверх глубоких погружений, корпус был сделан из прочного титанового сплава. “Комсомольцу” до сих пор принадлежит рекорд по самому глубокому погружению среди всех подлодок. 4 августа 1984 года лодка погрузилась на глубину 1020 метров, при этом, были успешно произведены торпедные стрельбы. Такая глубина делала К-278 недоступной не для подлодок противника, ни для радаров. Кроме всего прочего, “Комсомолец” нёс боевую службу, охраняя водные границы СССР. Входил в состав 6-ой дивизии 1-ой флотилии Северного флота СССР.

Поводная лодка "Комсомолец"

В историю же К-278 вошла совсем другим, печальным событием. 7 апреля 1989 года в седьмом отсеке подлодки возник пожар, в результате которого, погибло 42 человека, а сама подлодка затонула. Это было ровно 20 лет назад.

В 11.00 произошло возгорание в 7-ом отсеке, причины которого до сих пор являются не установленными. По стечению обстоятельств, именно в этот момент отказала система химического пожаротушения, которая должна была предотвратить доступ кислорода в горящий отсек. Было принято решение всплывать на поверхность. Капитан отдал команду продуть цистерны балласта, для того, чтобы подложка смогла всплыть. Именно в этот момент случилось ключевое трагическое событие. Произошёл прорыв воздуховода высокого давления, в результате чего, в горящий отсек, под высоким давлением, хлынул воздух. Это привело к возгоранию ещё одного, соседнего 6-ого отсека, а потом пожар распространился и дальше.

Вскоре, примерно через 15 минут после возгорания, “Комсомолец” всё же всплыл на поверхность, но вот тут как раз таки и начались самые печальные события. По техническим причинам сигнал о бедствии, на берегу, смогли принять только с 8-ого раза. Кроме того, возник крен судна из-за того, что часть балластных цистерн всё-таки продулась через повреждённый воздуховод. Было решено продуть оставшиеся цистерны, но это привело только к ещё большему ухудшению ситуации. Пожар только усиливался. Моряки начали дышать через централизованную систему подачи кислорода, а к тому времени туда уже попал ядовитый дым. Не понятно почему, но указание перейти на индивидуальные дыхательные аппараты пришло слишком поздно. Несколько моряков уже погибли, ещё несколько пострадали. В результате этого, экипажу пришлось сосредоточить силы на выносе и оказании помощи пострадавшим.

Тем временем, на берегу посчитали ситуацию не столь серьёзной, была отдана команда готовить к вылету самолёт ИЛ-38. Только в 14.20 была установлена связь между ИЛ-38 и подлодкой. Около 17 часов наконец-то была отдана команда об эвакуации экипажа, так как лодка начала сильно крениться и уходить под воду. Выбраться на поверхность смогли не все моряки, а первый корабль, для спасения тех, что выбрались прибыл лишь спустя 1.20 минут. к этому моменту живых осталось только 30 человек из всего экипажа. Остальные либо погибли от переохлаждения, либо остались на борту судна.

В итоге моряки более 6 часов безуспешно бились за спасение самой лодки, не обращая внимания на опасность для своих жизней. Позже все члены экипажа были награждены Орденом Красного Знамени. Виновные в аварии так и не были найдены. Как обычно, каждый пытался свались вину с себя. Командование обвинило конструкторов в серьёзных просчётах, конструкторы, в свою очередь, говорили, что экипаж действовал безграмотно и допустил серьёзные ошибки. Так или иначе, причина гибели “Комсомольца” до сих пор не известна и вряд ли будет уже установлена когда-либо, потому что затонувшая лодка сейчас лежит на глубине 1070 метров, с которой достать её не представляется возможным.

7 апреля с тех пор и по сей день в России считается днём памяти всех моряков подводников.

Добавить свой отзыв